Главная » Статьи » Мои статьи

Роль педагога в адаптации слепоглухого ребенка на примере жизни Хелен Адамс Келлер

Общее содержание федерального государственного образовательного стандарта предполагает обязательную адаптированность современной среды не только для детей нормального развития, но и для детей с особыми образовательными потребностями. Особенно это относится к слепоглухим детям, у которых нарушены зрительная и слуховая функции.

Что такое слепоглухота? Какие трудности ожидают детей с таким дефектом? А. В. Апраушев в своем учебном пособии «Тифлосурдопедагогика» описывает слепоглухоту как комбинированный сенсорный дефект, который «катастрофически сужает связь организма с внешним миром, препятствуя естественному формированию у слепоглухонемого ребенка человеческой психики» [1, с. 9].

Также стоит отметить, что еще Л. С. Выготский в своем труде «Основы дефектологии» говорил о том, что слуховая дисфункция несет за собой больше трудностей в формировании человека как социальной единицы, чем зрительная, так как она лишает ребенка возможности полноценно овладеть словом [2, с. 96].

Из этих двух выводов можно предположить, что жизнь ребенка, лишенного зрения и слуха, - бесполезное «растительное» существование, лишенное возможности умственного и социального развития. Именно поэтому необходимо педагогическое воздействие на такого ребенка. Ведь только умелый педагог в силах развить компенсаторные функции ребенка, страдающего слепоглухотой, помочь ему адаптироваться в обществе и самореализоваться.

В общемировой практике примером успешной интеграции в социуме является жизнь американской писательницы Хелен Адамс Келлер, подробно описанная в автобиографической повести «История моей жизни»[1].

Хелен Келлер родилась в 1880 году в Таскамбии, в американском штате Алабама. Она росла здоровым ребенком, но из-за перенесенной в полтора года скарлатины лишилась зрения и слуха. К 7 годам Хелен была неуправляемым и избалованным ребенком, но при этом очень смышленым – она придумала около 60 различных жестов для общения с окружающими.

Мартовский день 1887 года явился самым значительным в жизни Хелен Келлер. Ведь именно в этот день порог дома переступила 20-летняя Энн Салливан, слабовидящая учительница, которую выделила для Хелен Школа Перкинс для слепых. Эта встреча определила всю дальнейшую жизнь Хелен.

Энн Салливан начала упорно заниматься с девочкой. В первую очередь учительница пыталась приучить Хелен к дисциплине, а также объяснить, что каждый предмет и явление в мире имеет свое название. Через несколько недель упорного труда свершилось чудо – разум девочки пробудился, она поняла всю суть языка.

С этого момента жизнь Хелен Келлер приняла совершенно иную форму. Девочка стала напористой и трудолюбивой ученицей, стремящейся к овладению знаниями. Хелен вместе с мисс Салливан начала посещать учебные заведения, а в 24 года она стала первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование. Хелен научилась говорить, ее речь была усовершенствованна настолько, что она смогла выступать с докладами на различных научных конференциях. Она обучилась чтению по методу Брайля на нескольких языках, а ее словарному запасу поражались все окружающие. Она встречалась с самыми известными людьми мира: Чарли Чаплином, Марком Твеном, Джоном Ф. Кеннеди и многими другими. Она была удостоена множества почетных степеней и наград, в том числе и Президентской медалью свободы.

Хелен Келлер является автором 7 книг и множества научных трудов и лекций. За свою яркую жизнь она успела побывать и преподавателем, и литератором, и ученым, и общественным деятелем, и даже актрисой. Своим духовным перерождением эта великая женщина обязана талантливому и любящему педагогу – Энн Салливан.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что роль педагога в жизни слепоглухого ребенка очень велика. Ведь именно умелый специалист способен создать необходимые условия для полноценного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его дальнейшей интеграции в социуме.

Стоит выделить наиважнейшие качества, которыми должен обладать педагог, занимающийся с таким ребенком. Это высокая профессиональная компетентность, интерес к работе, увлеченность педагогическим процессом. Но прежде всего это любовь к детям и высокий уровень внутренней ответственности за проводимую коррекционную работу, а также стремление превратить недостатки такого ребенка в его достоинства.

Феномен Энн Салливан как педагога – большая редкость. Поэтому мы хотим сделать вывод, что необходимо создавать образовательную среду в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к профессиональной подготовке педагогов, дефектологов, а также учителей- логопедов.

Не стоит отворачиваться от проблем в окружающем нас мире. Каждая жизнь бесценна. И как сказал А.-С. Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

Литература

1. Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.-М.: Просвещение.- 1983.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии, СПб.: Лань.- 2003.

3. Келлер Х. А. История моей жизни [Электронный ресурс].-URL: http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=128528 (дата обращения 10.11.2012)



Источник: http://nauobraz.esrae.ru/14-40
Категория: Мои статьи | Добавил: pollyspud (20.03.2017)
Просмотров: 374 | Теги: тифлосурдопедагогика, слепоглухота, Хелен Келлер, педагогика, ОВЗ, адаптация, интеграция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar