Схема логопедического обследования
|
Направление обследования
|
Приемы
|
|
Понимание речи (импрессивный словарный запас)
|
- Выяснить, понимает ли ребенок целостные словосочетания, которые он мог много раз слышать.
Логопед предлагает ребенку проделать знакомые действия: поцеловать маму, обнять папу, поиграть в ладушки, помахать ручкой и т.д.
- Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку. Логопед предлагает ребенку показать расставленные перед ним игрушки. Пример: «Покажи зайчика», «Покажи машину», «Покажи собачку»; или же «Возьми мишку», «Дай мне куклу».
- Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуется в быту.
- Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы, игрушечных животных.
- Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках.
- Установить, названия каких действий знакомы ребенку.
- Логопед раскладывает перед ребенком сюжетные картинки (3-4), на которых одно и то же лицо совершает различные действия. Сначала логопед дает возможность ребенку рассмотреть картинки, а затем задает ему вопрос таким образом, чтобы можно было выявить, названия каких действий знакомы ребенку, а каких незнакомы. «Покажи, где девочка кушает. А где девочка идет?»; «Покажи, где девочка сидит. А где читает?». «Покажи, кто здесь шьет. А кто рисует?»
- Вопросы ставятся к названиям действий, выраженным возвратными глаголами: «Кто здесь одевается?»; «Покажи, кто здесь причесывается. А кто умывается?».
- Поставить вопросы к смежным картинкам, где изображены действия, близкие по ситуации. Перед ребенком кладут две, а затем четыре картинки, которые заменяются следующей парой. «Покажи, кто здесь умывается? А кто вытирается?»; «Покажи, кто здесь стирает? А кто купается?».
- Установить (при помощи вопросов к сюжетным картинкам: что? кого? где? куда? на чем? чем? кому? с кем? с чем? и т.д.), сложилось ли у ребенка понимание направленности действия, объекта действия, понимание места действия или для кого оно совершается, и т.п.
Сначала логопед предлагает внимательно рассмотреть картинки, а затем к одной из них ставит несколько вопросов, отмечая, какие вопросы вызывают затруднения в понимании.
К картинке «Девочка сидит за столом» (девочка держит ложку в руке, на столе хлеб, тарелка с супом) можно поставить следующие вопросы: «Чем кушает девочка? Что она кушает? С чем кушает девочка суп? На чем девочка сидит?»
- Установить, понимает ли ребенок просьбы, вопросы, если они связаны с пространственным расположением знакомых предметов, находящихся в привычных для ребенка местах. «Подойди к шкафу. Возьми игрушку из шкафа. Положи игрушка на стол».
- Установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению.
Перед ребенком кладут картинки с изображением знакомых предметов, например детских ботинок, расчески, чашки, детской лопатки, и просят показать: «Из чего ты пьешь молоко? Что ты надеваешь на ножки? Что нужно маме, чтобы расчесать тебе волосы? Что тебе нужно, чтобы копать песок?» Картинки заменяются другими предметными картинками.
- Предложить ребенку запомнить и выполнить два-три действия, сформулированных в одной просьбе: «Налей в стакан воды и дай бабушке (маме). Возьми у меня карандаши и убери их в шкаф. Открой дверь, подай стул, возьми мяч». То же самое можно проделать с предметными картинками: «Дай мне домик, а лопатку спрячь в стол, кошку оставь на столе. Мячик дай мне, зайчика возьми себе, а рыбку положи маме в сумку».
- Установить, какие названия признаков предметов знакомы ребенку.
А) задаются вопросы относительно принадлежности отдельных предметов, хорошо знакомых ребенку. «Покажи, где твоя шапка, а где моя? Где твои варежки, а где мои?»
Б) логопед предлагает сравнить отдельно предметные картинки и показать, где нарисован большой медведь, а где маленький, шде большая собака, а где маленькая. Таким же образом выясняется, знает ли ребенок такие словесные обозначения признаков, как: длинный-короткий (карандаш), толстый - тонкий (карандаш), узкая – широкая (лента), высокий – низкий (стол).
В) Логопед предлагает ребенку сравнить два предмета по величине: «Какой кубик больше? Какой кубик меньше? Какая палочка длиннее, а какая короче? Какая веревка толще, а какая тоньше?» и т.д.
12. Установить, как ребенок понимает элементарные временные отношения: давно – недавно, вчера – сегодня. Для этого необходимо сначала выяснить у родителей, какое наиболее яркое событие в жизни ребенка было вчера и что было сегодня. Можно спросить о каких-либо покупках.
- Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных. Сначала подбираются картинки с изображением предметов, название которых во множественном числе имеет ударение на конце слова. Например: стол – столы, шар – шары, кот – коты, гриб – грибы. Затем существительные с безударным окончанием во множественном числе: кукла – куклы, кошка – кошки, корова – коровы. Логопед предлагает показать, где кукла, а где куклы; где гриб, а где грибы и т.д.
- Установить, понимает ли ребенок значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Предварительно логопед должен объяснить, что маленькие или игрушечные предметы он будет называть ласково, нежно. «Покажи, где стол, а где столик (обеденный и детский столы)»; «Где дом, а где домик (жилой дом и детский)?»
15. Установить, различает ли ребенок формы единственного и множественного числа глаголов. В этом задании используются пары картинок. Например, на одной картинке нарисована девочка, сидящая на скамейке, на другой – несколько девочек, сидящих на такой же скамейке. Подбираются аналогичные картинки.
Лежит на столе (что?)………тетрадь
Лежат на столе (что?)………тетради
Стоит на окне (что?)……......цветок
Стоят на окне (что?)………...цветы
- Установить, различает ли ребенок мужской и женский род у глаголов прошедшего времени. Материалом для обследования служат картинки. На одной изображена упавшая девочка, на другой – упавший мальчик. Ребенку объясняется, что девочку и мальчика зовут одинаково (Валя или Женя). Далее предлагается угадать, о ком говорит логопед – о мальчике или о девочке, и показать. «Покажи, где упал Женя. Покажи, где упала Женя» и т.п.
- Установить, понимает ли ребенок значения префиксальных изменений глагольных форм. На картинках изображаются противоположные действия, названия которых выражается одной и той же основой глагола, но значения меняются в зависимости от приставок.
Где мальчик входит, а где выходит?
Какая девочка наливает воду, а какая выливает воду?
Где самолет улетает, а где прилетает?
- Установить, понимает ли ребенок залоговые отношения. «Покажи, где девочка сама причесывается, а где причесывает девочку мама?» Или: «Покажи, где мальчик одевается, а где мальчика одевают?»
- Установить, понимает ли ребенок глаголы совершенного и несовершенного вида. «Покажи, какая девочка моет руки, а какая девочка вымыла руки?» (рисует – нарисовал, снимает – снял, стирает – выстирал и т.д.)
- Установить, понимает ли ребенок предлоги, выражающие некоторые пространственные взаимоотношения двух предметов.
А) на стол ставят коробку с крышкой. Ребенку дают плоский предмет (кружочек из картона), предлагают положить кружочек на коробку, под коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой.
Б) на стол ставят две коробки с крышками. На глазах ребенка в одну из коробок логопед кладет плоский предмет. Другой такой же кладет под вторую коробку. «Возьми кружок из коробки. Возьми кружок из-под коробки.
В) усложняя задание, можно предложить положить карандаш перед коробкой, за коробку, между коробками.
21. Установить, различает ли ребенок единственное и множественное число прилагательных. «Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе об одной из этих картинок, а ты догадайся, какую картинку я называю»
Большие (что?)…
Большой (что?)…
Красный (что?)…
Красные (что?)…
22.Установить, различает ли ребенок грамматические формы рода прилагательных.
Ребенку предлагают три картинки, на которых изображены лев, собака, яблоко. Объясняют содержание изображенного на картинках: большой лев, большая собака, большое яблоко. Логопед предлагает закончить фразу. «О ком я говорю: большой кто? Большая кто? Большое что?» Так же можно использовать прилагательные, обозначающие цвет.
23. Установить, понимает ли ребенок родовые признаки предметов, выраженные личными местоимениями в косвенных падежах. Логопед предлагает один-два одинаковых предмета мужского рода и один-два предмета женского рода, например два платка и две ленты. Далее ребенку предлагается убрать в коробку или ящик стола или еще куда-нибудь тот предмет, который указывает логопед, например: «Убери его в ящик».
24. Установить, понимает ли ребенок некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц, предметов между собой.
На стол кладут 2-3 предмета: карандаш, ложку, платок. Затем предлагают ребенку показать ложкой карандаш, ложку карандашом, платок ложкой и т.д. Названия должны быть хорошо знакомы детям.
25. Выяснить, понимает ли ребенок тексты различной сложности. Логопед читает текст к сюжетной картинке, затем задает ребенку вопросы к тексту. Ребенок может давать ответы показом, а может словесно. Чем выше уровень речевого развития, тем сложнее подбираются тексты.
|
|
Лексико-грамматический строй речи и словообразовательные способности
|
Состояние лексико-грамматического строя речи можно выявить с помощью заданий 13-25, предложенных в предыдущем пункте, но от ребенка необходимо требовать устного ответа.
- Установить максимальное количество слов, употребляемых детьми при составлении предложений, и способы связи слов между ними.
- Выявить возможности словоизменения. Приемы: логопед ставит разнообразные вопросы к сюжетам, изображенным на картинках. Можно предложить прослушать рассказ и дать подсказывающие слова. Например: «У меня живет собака, ее зовут Лада. Запомнил, как зовут мою собаку? Длинный пушистый хвост у моей (у кого?) (Лады). Каждый вечер я гуляю со своей собакой (с кем?) (с Ладой). Я очень люблю свою (кого?) (Ладу). И забочусь о ней (о ком?) (о Ладе)».
- Установить максимальный объем употребляемых ребенком предложений и наличие способности построения сложного предложения. Можно предложить ответить на такие вопросы:
Зачем мне нужна авторучка?
Для чего нам нужен стол, стул?
Почему ты надел(а) сегодня такие теплые сапоги?
Зачем мама моет посуду?
Зачем поливают цветы?
- Исследовать возможности словоизменения существительных по всем падежам сначала в единственном числе, а потом во множественном.
- Выявить возможности словоизменения глаголов по лицам, временам, родам. Например: заучить с ребенком двустишие, например: «Я иду, иду, иду; громко песенку пою», а потом попросить ответить: как надо сказать, если мы идем с тобой вдвоем? Логопед подсказывает местоимения: мы, ты, он, она, вы.
- Проверить согласование прилагательных с существительными: сначала в именительном падеже мужского и женского рода единственного числа, затем множественного числа, а потом в косвенных падежах.
- Выявить возможности словообразования по частям речи.
Словообразование существительных:
А) подобрать уменьшительную форму к следующим словам: дом, стол, кресло, шапка, слон, ковер, птица и т.д.
Б) назвать детенышей у кошки, тигра, медведя, лисы, собаки, лошади, коровы, курицы.
В) Кто на чем едет: на велосипеде едет велосипедист, на мотоцикле – мотоциклист, на поезде – машинист; кто во что (на чем) играет: в хоккей – хоккеист, в футбол – футболист, на гитаре – гитарист и т.д.
Словообразование прилагательных и глаголов:
А) предложить ребенку подобрать уменьшительную форму к названному признаку предмета: красный, синий, узкий, низкий, короткий, чистый.
Б) подобрать слова с противоположным значение к следующим словам: большой, хороший, высокий, длинный, широкий, холодный, чистый, твердый, тупой, сухой, темный.
В) проверить умение образовывать прилагательные от других частей речи: какой это предмет, если он сделан из…(дерева, железа, бумаги и т.п.); чей это хвост?
Г) предложить сказать «наоборот»: пришел – ушел, приехал – уехал, прилетел – улетел и т.д.
|
|
Слоговая структура слов и звукопроизношение
|
- Выявить способность воспроизводить модели слов с разным количеством слогов с наглядной опорой.
Примерная сложность слов:
А) трехсложные: лопата, ботинки, молоко, читает, рисует, играет, лошадка;
Б) четырехсложные: черепаха, пирамида, поливает, собирает, надевает;
В) пятисложные: умывается, вытирается, одевается;
Г) шестисложные: причесывается, переделывает.
2. Выявить возможности произношения слов сложного звукового состава: библиотекарь работает в библиотеке; воспитательница воспитывает детей; милиционер стоит на перекрестке; строители уехали на электричке; переплетчик переплетает книги.
Для определения состояния звукопроизношения, логопед может дать ребенку картинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были изображены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков. Также можно предложить ребенку предложения для проверки наиболее часто нарушаемых звуков:
Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.
У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит – жжж. Щеткой чищу я щенка. Девочки и мальчики скачут как мячики.
Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.
У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.
Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле-еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки. Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.
Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб.
Волк воет – в-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме.
Тетя Дина сидит на диване.
Для определения уровня неправильного произношения звука, необходимо выяснить, может ли ребенок произнести изолированный звук.
|
|
Состояние фонематических представлений и навыков звукового анализа и синтеза
|
При диагностики состояния фонематического слуха, логопед в первую очередь определяет умение ребенка дифференцировать на слух следующие группы звуков: свистящие – шипящие (с – ш, з – ж, с` - щ, ц – ч), сонорные (л – р), звонкие – глухие (б – п, д – т, г – к), твердые – мягкие (т – т`, д – д`, н – н`). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Логопед просит ребенка повторить за ним в той же последовательности два слога, например: са – ша (ши – сы; со – шо; шу – су и др.) – для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для воспроизведения по три слога, например: са – ша – са (сы – сы – шы; шо – со – шо; шу – шу – су). Проговаривая слоги, логопед закрывает лицо экраном, чтобы ребенок различал звуки только на слух. Сначала логопед произносит звуки медленно, затем постепенно убыстряет темп.
Можно также использовать следующие приемы:
- разложить на столе в произвольном порядке несколько картинок, названия которых различаются друг от друга одним из дифференцируемых звуков, например: крыша – крыса, бочки – почки, лак – рак, дачка – тачка и т.д. Логопед называет слово, а ребенок дает ему соответствующую картинку.
- попросить ребенка повторить за взрослым знакомые ему слова, отличающиеся одним звуком, например: кит – кот – ком или сом – сок – сук.
Обследование состояния фонематического анализа может включать в себя следующие задания:
А) выделение звука из слова:
- есть ли звук [м] в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа?
- есть ли звук [ч] в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табурет?
Б) выделение первого звука в слове:
- какой первый звук в словах: астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф, кран, гребешок, свисток, дрова, рваный?
В) выделение последнего звука в слове:
- какой последний звук в словах: мак, карандаш, дом, аист, палец, кровать, танкист, милиционер, автомобиль, радуга?
Г) определение места звука (начало, середина, конец) в слове:
- где слышится звук [р] в словах: ракета, арбуз, дрова, самовар, паркет, круг, морж, корка, двор?
- где слышится звук [ц] в словах: цапля, цветок, настурция, огурцы, палец, цыпленок, перец?
Д) определение количества звуков в словах (количественный анализ):
- сколько звуков в словах: дым, каша, шапка, крышка, черемуха, стена, овцы, калитка, диктант.
Е) определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ):
- какой по счету звук [р] в словах: рыба, пароход, арка, дорога, трава, февраль, завтрак, армия.
- назови соседей звука [ш] в словах (какой звук слышится перед звуком [ш], после звука [ш]?): кошка, смешно, ушки, солнышко, слышно.
Обследование фонематического синтеза:
Произнеси слитно слово (логопед произносит с паузами после каждого звука): [ч] [а] [с], [п] [ы] [л`], [т`] [м] [а], [п] [а] [р] [к], [ф] [у] [т] [б] [о] [л].
Обследование фонематических представлений:
(способность осуществлять фонематический анализ слов в умственном плане, на основе представлений):
- назвать слова, в которых есть звук [ш];
- назвать слова, в которых 4 звука;
- отобрать картинки, в названии которых 5 звуков.
Роза, крыша, малина, заяц, лапка, сахар, скамейка, диван, волк, марка, чайник, книга.
|
|
Связная речь
|
При обследовании связной речи логопед выявляет умение ребенка:
1) Пересказывать:
А) ранее знакомый текст;
Б) незнакомый текст.
2) Составлять рассказ:
А) по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа;
Б) по сюжетной картинке;
В) по представлению детей.
При обследовании связной речи вспомогательные вопросы задавать не следует, так как преследуется определенная цель. Если ребенок не может справиться без наводящих вопросов, то это фиксируется в протоколе, и перечисляются вопросы, которые задавал логопед, и ответы детей.
Все рассказы и пересказы детей записываются так, как их передают дети, т. е. стенографируются.
1) Обследование умения пересказать ранее знакомый текст. Прослушать сказку «Теремок». Пересказать, как запомнил.
2) Обследование умения пересказать незнакомый текст.
Прослушать рассказ «Дружные зайцы». Рассмотреть картинку. Пересказать, как запомнил. Ребенку предъявляется сюжетная картинка.
Текст рассказа: «Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя...
— Вот что, братцы! — сказал старый заяц. — Нас много, а лисица одна. Давайте ее напугаем.
Спрятались зайцы в кустах и ждут, когда появится лиса. Видят зайцы, на опушке леса появилась лисица. Идет осторожно, вынюхивает. Тут как закричат зайцы хором: «Уходи отсюда!»
Испугалась лисица: «Ох! Конец мне пришел! Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой громкий!»
С тех пор лисица в этот лес не ходила».
4) Обследование умения составить рассказ по серии сюжетных картинок «Кошка ловит мышку», «Еж и гриб».
Логопед предлагает детям серию картинок. Нужно рассмотреть картинки. Разложить их по порядку. Составить рассказ.
5) Обследование умения составить рассказ по сюжетной картинке. Например, «Во дворе».
Детям предлагается сюжетная картинка. Нужно рассмотреть ее и составить рассказ.
6) Обследование умения составить рассказ по ранее виденному.
Логопед выясняет, видел ли ребенок, как строится дом, или был ли он в лесу, в зоопарке и т. д., и просит ребенка рассказать о том, что он видел (любой сюжет).
|
|
Состояние дыхания и голоса
|
Обследование можно проводить с помощью следующих заданий: прочитать наизусть одно из стихотворений, прочитать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию.
Отмечаются и анализируются следующие критерии:
Голос: сила, высота, тембр, назализированность, твердая или мягкая атака.
Темп: быстрый, медленный, ускоренный, замедленный.
Мелодико-интонационная сторона речи: интонация повествования, интонация восклицания, вопросительная интонация.
Анализируется уровень сформированности речевого дыхания и его особенности: прерывистое, слабый ускоренный выдох, верхнее дыхание, шумное, нормальное; произнесение на выдохе только изолированного слова, фразы, состоящей из двух слов, многословной фразы.
|
|
Состояние мышечного тонуса, строение и подвижность органов артикуляционного аппарата
|
Логопед должен зафиксировать все отклонения в строении органов артикуляционного аппарата – губ, челюстей, зубов, твердого и мягкого неба. Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса:
Прогения – передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед;
Прогнатия – передние зубы верхней челюсти сильно выдвинуты вперед;
Открытый прикус – при сомкнутом положении верхней и нижней челюстей остается свободным промежуток между верхними и нижними зубами. Если промежуток образуется между передними зубами при сомкнутых боковых, это передний открытый прикус; если промежуток наблюдается между боковыми зубами при сомкнутых передних, это боковой открытый прикус.
Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижними резцами, что необходимо для произнесения свистящих звуков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произнесения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край языка просовывается в щель между коренными зубами и туда же уходит воздушная струя, что придает звуками хлюпающий оттенок.
Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что может влиять на формирование направления воздушной струи.
Логопед отмечает также и особенности в строении твердого неба, так как от его формы будут зависеть движения и положения языка. Так, при постановке шипящих звуков, если у ребенка высокое, узкое небо, необходимо следить, чтобы кончик языка не заходил за бугорки, иначе он будет загибаться и искажать звучание шипящих.
Далее логопед проверяет подвижность органов артикуляционного аппарата – умение ребенка выполнять основные движения, необходимые для произношения звуков родного языка. Сначала выясняется возможность осуществления каждого движения в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое – противоположное первому. Таких пар движений шесть:
- Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Переключить губы из положения в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений нижней челюсти);
- Зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы разомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения нижней челюсти – смыкание, размыкание зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед);
- Зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обнажают резцы. Высунуть язык и повернуть к правому углу рта; то же, но повернуть язык к левому углу рта. Чередовать движения языка от левого угла к правому углу рта, и наоборот при положении губ в улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);
- Широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке, обнажаю резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между резцами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без движений губ);
- Поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними зубами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика языка вверх и вниз;
- Приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Кончик языка отодвинуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед-назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений нижней челюсти).
При выполнении ребенком этих движений логопед оценивает их качество по следующим критериям:
- четкость – ребенок знает направление движений губ или языка и старается выполнить их в полном объеме;
- плавность – движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчком;
- дифференцированность – выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком) без вспомогательных или сопутствующих движений других оргнаов (губ, нижней челюсти);
- точность – достижение правильного конечного результата, т.е. ребенок добился нужной формы или необходимого положения губ, языка;
- устойчивость – удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10);
- переключаемость – умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движения или положения к другому при сохранении перечисленных выше качеств движения.
|
|
Состояние общей и мелкой моторики
|
Для проверки состояния мелкой моторики рук используются следующие упражнения:
- одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладонями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен приподнимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);
- кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем разжимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении кулаки или ладони кладутся на стол;
- положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, правую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;
- положить кисти обеих рук на стол – ладонь левой руки сжать в кулак, а правой - раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т.е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;
- поочередно прижимать большой палец руки ко всем остальным, при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то левой рукой, локоть при этом стоит на столе;
- последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.
В процессе этих упражнений учитывается точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого).
Исследование состояния общей моторики:
- Исследование двигательной памяти, переключаемости движения и самоконтроля при выполнении двигательных проб:
А) логопед показывает 4 движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, на пояс
Б) повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного «запретного» движения.
Отметить: качество правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое.
- Исследование произвольного торможения движений:
А) маршировать и остановиться по сигналу.
Отметить: плавность и точность движений обеих ног, соответствие двигательной реакции сигналу.
- Исследование статической координации движений:
А)
- : свободно удерживает, позы или с напряжением, раскачивается, из стороны в сторону, балансирует туловищем, pyками, головой; сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза, и отказывается выполнять пробу.
- Исследование динамической координации движений:
А) маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами.
Б) выполнить подряд 3-5 приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках.
- : выполняет верно с 1 раза, со 2-3 раза, напрягается, чередование шага и хлопка не удается.
Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; становится на всю ступню.
- Исследование пространственной организации (по подражанию)
А) повторить за логопедом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла; повернуться на месте вокруг себя и поскоками передвигаться по кабинету, начиная движения справа
Б) то же выполнить слева.
В) по словесной инструкции проделать эти же задания.
Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.
|
|
Понимание пространственно-временных представлений
|
Уточнение пространственных представлений
1) Дифференциация правых и левых частей тела — правая и левая рука, нога правый и левый глаз, правое и левое ухо. Параллельно уточняются те названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре детей с нарушениями речи. Например: локоть, плечо колено, лопатка и т. д.
На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
— Подними правую руку, левую руку;
— Покажи, где у меня правая, левая рука;
— Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева от тебя;
а) Наглядный вариант
Ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, правой рукой правого глаза и т.д. Выполнение задания требует мысленной и пространственной переориентации для преодоления тенденции к зеркальному воспроизведению. Ошибки возникают не только при нарушении пространственного праксиса, но и при снижении психической активности.
б) Речевой вариант
Простая ориентировка. Инструкция «Подними левую руку, покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, если нет – прекращают.
2) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади - спереди, вперед - назад) страдает больше, чем в вертикальных(вверху - внизу, сверху - снизу, над - под).
Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв.
Детям предлагаются следующие упражнения:
- Нарисовать называемые предметы, геометрические фигуры (впоследствии — буквы) справа или слева от вертикальной линии.
- Определить пространственное расположение изображений на картинке относительно друг друга.
Что находится в центре рисунка? (Мишка)
Что находится в правом верхнем углу? (Шарик)
Что находится слева от мишки? (Мячик)
Где находится кубик по отношению к мишке? (Внизу слева)
Что находится в правом нижнем углу? (Пирамидка)
Уточнение временных представлений:
При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов Работа ведется по нескольким направлениям.
- Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т.д.).
Предлагаются следующие упражнения:
Если сегодня понедельник, то завтра будет… Если сегодня четверг, то завтра будет… Если сегодня суббота, то завтра будет… Если сегодня пятница, то вчера была… Если сегодня вторник, то вчера был… Если сегодня воскресенье, то вчера была…
- Догадайся, какое время года?
Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветет черемуха и сирень.
2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т.д.)
Предлагаются следующие задания:
- Расскажи про свою семью. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Перечисли, кто есть в твоей семье? Есть ли у тебя братья и сестры? Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев? Кем и где работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные? Твое любимое занятие? Что вы всей семьей любите делать в свободное время?
- Рассмотри фотографии одного человека, сделанные в разные годы. Теперь он дедушка. Какая фотография сделана раньше других?
|
|
Состояние высших психических функций (внимание, память, восприятие, мышление)
|
Исследование внимания:
1. Диагностика уровня внимания:
— «Найди отличия/сходства», «Найди два одинаковых предмета/пару»
— «Что изменилось на картинке?», «Что убрали/добавили на картинке?»
— «Найди круг/прямоугольник/треугольник, «спрятанный» на картинке»
2. Диагностика объема и концентрации внимания:
— методика «Корректурная проба»
Ребёнку дают бланк с буквами. В каждом ряду нужно вычеркнуть такие же буквы, как та, с которой начинается ряд. Время работы – 5 минут.
Количество просмотренных букв указывает на объем внимания, а количество сделанных ошибок — на его концентрацию. Норма объема внимания для детей 6–7 лет — 400 знаков и выше, концентрации — 10 ошибок и менее; для детей 8–10 лет — 600 знаков и выше, концентрации — 5 ошибок и менее.
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
3. Диагностика устойчивости внимания:
— «Что изображено на картинке?»
Ребёнок должен внимательно рассмотреть картинку и ответить на вопросы типа: «Какие животные нарисованы на картинке? Какие животные живут у нас, а какие в теплых странах? Каких животных на рисунке два?». Обратите внимание на то, как ребёнок рассматривает картинку: активен, заинтересован, сосредоточен ли он.
4. Диагностика переключения внимания:
— методика «Красно-черная таблица»
Имеется таблица с красными и черными цифрами от 1 до 12, расположенными в случайном порядке, исключающем логическое запоминание. Ребенку предлагают показать на таблице сначала черные числа от 1 до 12 в возрастающем порядке, а затем красные числа в убывающем порядке от 12 до 1 (время выполнения в обоих случаях фиксируется). Следующее задание: показать попеременно черные числа в возрастающем порядке, а красные числа — в убывающем (время также фиксируется).
Показателем переключения внимания будет разница между временем в третьем задании и суммой времени в первом и втором заданиях: чем она меньше, тем более развито это свойство внимания.
5. Диагностика распределения внимания:
— методика «Разный счет»
Ребенок должен написать числа от 1 до 20, одновременно считая вслух от 20 до 1. Вариант: ребенок должен считать вслух от 1 до 31, не называя числа, включающие тройку или кратным трем, а говоря вместо них слово «не собьюсь». Если ребенок сразу начинает сбиваться, распределение внимания развито слабо.
Рекомендуется для детей 6–10 лет.
Исследование мышления:
Методика «Пирамида»
Разбор и складывание пирамиды с ранжированием колец по величине.
Цель: исследование наглядно-действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей.
Оборудование: пирамида из 7 колец с прямым неконусообразным стержнем.
Инструкция: «Найди самое большое колечко и надень его, молодец, теперь опять возьми самое большое и надень его» и т.д.
Методика «Коробка форм»
Цель: исследование возможности осуществления операций сравнения на основе установления тождества объектов на материальном уровне.
Оборудование: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствуют форме прорезей).
Инструкция: «Посмотри, как я положил фигурку в ящик (педагог при этом берет одну из фигур, бросает ее в ящик и предлагает ребенку сделать так же), теперь давай ты сам все фигурки спрячь в ящик».
Методика «Разрезные картинки»
Цель: исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого и их пространственной координации, то есть исследование возможностей синтеза на предметном уровне.
Оборудование: квадраты, разрезанные на две, три, четыре, пять частей.
Старшим детям задания даются по возрастающей сложности.
Методика «Четвертый лишний» для определения у детей уровня развития операций классификации на невербальном уровне
Оборудование: 5 карт с изображением набора из 4 предметов, один из которых не может быть объединен с другими по общему с ними существенному признаку, то есть «лишний».
Инструкция: «Рассмотри внимательно картинку. Какой предмет здесь «лишний»? Подумай, как назвать одним словом остальные предметы».
Процедура: испытуемому поочередно предлагаются 5 карт различной тематики:
1 – «овощи-фрукты»
2 – «игрушки – учебные вещи»
3 – «одежда обувь»
4 – «домашние – дикие животные»
5 – «живые и технические средства передвижения»
Оценивается правильность обобщения и наличие-отсутствие классификации.
Каждое правильно выполненное задание оценивается в баллах: обобщение по существенному признаку – 2 балла, употребление обобщающего слова – 1 балл.
Максимальное число баллов – 15.
Очень высокий уровень – 15 баллов, высокий – 12-14 баллов, средний – 9-11 баллов, низкий – 6-8 баллов, очень низкий – 5 баллов и менее.
Исследование памяти:
Исследование состояния зрительной памяти:
Материал: 10 предметных картинок.
Процедура: ребенку предъявляется ряд из 10 картинок в течение 45 секунд. Затем показываются 15 картинок, из которых нужно выбрать те, которые были предъявлены в первый раз.
Оценка: отмечается количество запомненных картинок.
Исследование состояния слуховой памяти:
Материал: методика повторения фраз.
Процедура: предлагаются фразы для запоминания:
6 слогов – Дети должны лечь спать. Дети пошли гулять.
7 слогов – Часы висят на стене. Чашка стоит на столе.
8 слогов – Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы.
9 слогов – Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно.
Инструкция: «Я произнесу предложение, а ты повтори его».
Оценка: отмечается максимальное количество слогов в запоминаемой ребенком фразе. Очень высокий уровень - >8,7; высокий уровень – 6,4 – 8,7; средний – 4,1 – 6,4; низкий уровень – 2,3 – 4,1; очень низкий – 0,0 – 2,3.
Исследование двигательной памяти:
Запоминание десяти статических поз.
Процедура: логопед демонстрирует ребенку 10 поз: «Чебурашка», «Буратино», «комочек», «балерина», «солдатик» и т.д.
Инструкция: «Давай поиграем. Посмотри, кого я тебе покажу. А ты теперь покажи мне всех, кого ты запомнил».
Оценка: отмечается максимальное количество запомненных поз.
Исследование восприятия:
Исследование зрительного восприятия (для детей раннего дошкольного возраста)
А) соотнесение картинок по цвету
Материал: цветные квадраты 10х10 см и цветные фигуры (синего, красного, желтого, черного цвета).
Процедура: перед ребенком раскладываются цветные квадраты и даются цветные фигуры.
Инструкция: «Положи фигурку на квадрат такого же цвета».
Оценка: задание выполнено без ошибок и без помощи логопеда – 5 баллов; задание выполнено правильно только с организующей помощью логопеда – 4 балла; даже после организующей помощи логопеда допущена одна ошибка – 3 балла; после организующей помощи логопеда допущены три ошибки – 1 балл.
Б) различение основных геометрических форм
Материал: два комплекта геометрических фигур.
Процедура: перед ребенком раскладывают геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. Затем логопед просит разложить второй комплект в такой же последовательности.
Оценка: задание выполнено без ошибок – 5 баллов; допущена 1 ошибка – 4 балла; допущены 2 ошибки – 3 балла; допущены 3 ошибки – 2 балла; допущены 4 ошибки – 1 балл.
Исследование слухового восприятия:
А) оценка способности к дифференциации звучащих игрушек
Материал: звучащие игрушки (бубен, дудочка, погремушка, гармошка, колокольчик), ширма.
Процедура: ребенку демонстрируют звучание пяти игрушек. Затем логопед за ширмой подает звуковой сигнал какой-либо игрушкой и просит ребенка сказать,какая именно игрушка звучала.
Оценка: правильно названы все пять игрушек – 5 баллов, правильно названы четыре игрушки – 4 балла, правильно названы три игрушки – 3 балла, правильно названы две игрушки – 2 балла, правильно названа одна игрушка – 1 балл.
Б) определение направления звучания игрушки
Материал: любая звучащая игрушка.
Процедура: ребенок сидит с закрытыми глазами. Логопед подает звуковой сигнал какой-либо игрушкой спереди, сзади, сверху, справа, слева от головы ребенка и просит показать рукой, откуда был сигнал.
Оценка: правильно определены пять направлений звучания игрушки – 5 баллов, одна ошибка – 4 балла, две ошибки – 3 балла, три ошибки – 2 балла, четыре ошибки – 1 балл.
Исследование тактильного восприятия:
Методика «Волшебный мешок»
Ребенку предлагается поиграть в игру «Волшебный мешок». В тряпичный мешок складываются различные предметы, обладающие разными качествами (теплый, холодный, твердый, мягкий, легкий, тяжелый и т.д.). Ребенок опускает в мешок руку, выбирает предмет, описывает его качества и пытается угадать что это.
|
Список используемой литературы:
- Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013.– 287 с.
- Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.: ил.
- Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Эксмо, 2011. – 288 с. : ил.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
- Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. – СПб.: КАРО, 2013. – 432 с.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.: ил.
|