| Главная » Файлы » Мои файлы |
| [ Скачать с сервера (35.0 Kb) ] | 06.12.2016, 11:27 |
От рождения человеку дано пять органов чувств, при помощи которых он с детства познает мир, наполненный поразительными красками, многообразными формами, необычайными вкусами и удивительными звуками голосов и природы. Отсутствие одного или нескольких из них несёт за собой множество проблем, неудобств, но не является приговором. В данной работе отражена проблема оценки возможностей и путей развития детей с нарушенным слухом. Лишенные от рождения возможности слышать, узнавать, понимать и принимать речь и различные звуки, эти дети нуждаются не только в особой медицинской и педагогической помощи, но и в понимании и поддержке со стороны общества. Цель исследования заключается в выявлении характерных особенностей и противоречий развития и обучения детей с нарушенным слухом. В связи с целью исследования были поставлены следующие задачи: 1) изучение особенностей развития детей с нарушенным слухом; 2) анализ проблемы обучения детей с нарушенной слуховой функцией жестовому языку и устной речи; 3) охарактеризовать особенности педагогической помощи и семейного воспитания в работе с детьми с нарушенным слухом; 4) оценить отношение общественности к детям с нарушениями слуха. Великий русский ученый-дефектолог Л. С. Выготский отмечал, что нарушение слуховой функции с биологической точки зрения является не столь тяжким по сравнению с нарушением зрения, но с социальной стороны проблемы со слухом вызывают тяжелые последствия. Поэтому очень важно учитывать особенности развития детей с нарушениями слуха. Особенности эти заключаются в нарушениях психофизического развития и общения, которые не позволяют им эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать необходимые жизненные навыки. При нарушенном слухе страдает не только формирование устной речи и общения, но и познавательная деятельность в целом. Поэтому основной задачей специалистов-дефектологов, сурдопедагогов, логопедов, а прежде всего родителей таких детей, является обнаружение компенсаторных возможностей, за счет которых будут преодолены недостатки слуха, получено необходимое образование и обеспечено участие в трудовой деятельности и работе. Как правило, у детей с различными формами нарушения слуха страдает эмоционально-волевая сфера развития, так как при недостатке слуха создаются трудности в усвоении социального опыта, ребенок не может познавать мир через звуки, музыку. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний. Более позднее приобщение к художественной литературе обедняет мир эмоциональных переживаний глухого ребенка, приводит к трудностям формирования сопереживания другим людям и героям художественных произведений. Значительное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы, особенностей развития детей с нарушенным слухом оказывает семейное воспитание. Важным фактором является наличие или отсутствие слуха у родителей. Глухие дети слышащих родителей наиболее замкнуты, стремятся к уединению. Дети с нарушенным слухом проявляют меньше положительных эмоций к членам своей семьи, нежели слышащие. Поэтому очень важно наладить между каждым из родителей и ребенком контакт, который будет благоприятно влиять не только на общую атмосферу в семье, но и на познавательную и интеллектуальную деятельность ребенка и его развитие. Начиная воспитывать ребенка, необходимо сделать самый ответственный выбор – выбрать методику обучения. В этом-то и состоит один из самых противоречивых вопросов сурдопедагогики - стоит ли обучать детей с нарушениями слуха устной речи или же полноценной жестовой. Дети с тяжелыми нарушениями слуха способны овладеть устной речью, но для этого потребуется трудная и продолжительная работа не только со стороны педагога, но и со стороны ребенка и его родителей. Ведь зачастую дети не могут понять, для чего им такое обучение, если они не слышат ни чужих звуков, ни своих. Иначе обстоит дело с жестами. Неслышащий ребенок непроизвольно тянется к жесту с самого начала. Он придумывает обозначения для различных понятий или же подхватывает общепринятые жесты от старших детей в детском саду или школе. Главные отличия устной и жестовой речи для неслышащиих детей состоят в том, что при помощи языка жестов намного проще и быстрее, а главное – эмоциональней, можно выразить свои мысли, договориться о чем-то, решить бытовые проблемы. Но, казалось бы, родной для глухих язык жестов лишает их возможности полноценно овладеть чтением и письмом. Ведь для нас, слышащих, чтение и письмо – это отображение звучащей речи, мы с рождения слышим звуки, опознаем их, составляем в слова, предложения, тексты. Но люди с нарушенным слухом этого лишены, они могут только видеть движение губ и чувствовать дрожание голосовых связок кончиками пальцев. А как известно, чтение и способность писать – одни из главных заложников образованности и интеллектуального развития. Поэтому самым оптимальным вариантом, решающим проблему устной и жестовой речи, является билингвистический подход к обучению неслышащих детей, который позволяет им с легкостью общаться между собой на «родном» жестовом языке, а заниматься дополнительно «полезной» устной речью. Установлено, что двуязычие проявляется и в психической деятельности глухих. Например, в долговременной памяти неслышащих образуются сложные системы, в которых отражается процесс взаимодействия словесной и жестовой речи, причем устанавливаются более тесные связи между значением слов и жестов. Т.В.Розанова, ученый-дефектолог, доказала, что формирование адекватных связей между значениями слов и жестов способствует более прочному запоминанию тех и других, облегчает их воспроизведение. Стоит отметить, что важным звеном в развитии детей с нарушениями слуховой функции является поддержка не только со стороны педагогов и родителей, но и со стороны общества. Так уж повелось, что в нашем обществе людей с нарушениями тех или иных функций считают неполноценными, умственно-отсталыми и ущербными, совершенно не признавая того факта, что во многом эти самые инвалиды могут оказаться значительно лучше, образованней и развитей, чем среднестатистический «полноценный» человек. Согласно статистике, в России количество глухих колеблется около 900000, что составляет 112 человек на 100000. В России первая школа для глухих детей была открыта в 1806 г. в Павловске. В 1900 году в Москве был открыт первый в Европе детский сад для неслышащих. В начале ХХ века учреждения для детей с проблемами слуха, зрения или развития были лишь единичными. Система специального образования начала складываться в начале 1930‑ых . В середине 1990‑ых в России было 84 школы для глухих (в них обучалось 11,5 тысяч человек), 76 школ для слабослышащих (свыше 10 тысяч учащихся). За последние годы количество специальных учреждений увеличилось, выросла квалификация педагогов. Всероссийское общество глухих (ВОГ), образованное 21‑25 сентября 1926 года, объединяет около 100 тысяч человек, из которых подавляющее большинство (95%) являются инвалидами по слуху. В его составе 76 региональных и 878 местных отделений, которые обслуживают около 230 тысяч граждан с нарушениями слуха, проживающих на территории 83 субъектов Федерации. В России имеется возможность обучения детей с нарушенным слухом, они могут получить профессиональное образование. Но большинство выпускников школ и ПТУ для глухих и слабослышащих испытывают трудности с интеграцией в обществе, несмотря на усилия педагогов и родителей, поскольку общество не готово ещё в полной мере принимать людей с особенностями развития. В основном это касается трудоустройства молодёжи с проблемами слуха. Зачастую даже при наличии хорошей профессии и квалификации глухие люди остаются невостребованными. На основании вышеизложенного были получены следующие результаты:
В заключение хотелось бы сказать, что обучение слабослышащего ребенка устной речи продолжительно и весьма трудно, в то время как освоение простого дактиля (азбуки жестов) слышащим человеком занимает буквально 20 минут. Глухие чувствуют благодарность, когда к ним обращаются на понятном им языке и ценят культуру их общения. Только хватает ли желания и смелости нам, слышащим, для того, чтобы постучать в дверь страны глухих | |
| Просмотров: 277 | Загрузок: 2 | | |
| Всего комментариев: 0 | |
