Главная » Начинающим логопедам на заметку: приемы выполнения динамической дыхательной гимнастики
23:58
Начинающим логопедам на заметку: приемы выполнения динамической дыхательной гимнастики

Дыхание у человека – это одна из главных загадок жизни человека, ключ к множеству факторов жизни: здоровью, продолжительности жизни, развитию необычных высоких способностей человека.

Человек может прожить неделю без воды, месяц – без пищи, несколько дней - без сна, но через 5 – 7 минут он умрёт, если не будет дышать.
Дыхание позволяет человеку лучше познать себя, восстанавливать энергетические запасы организма.

Некоторые ученые считают, что существует зависимость состояния человека от его дыхания. Правильное дыхание, специальные физические упражнения в сочетании с определёнными методами лечения дают человеку здоровье, долголетие и дают возможность не допустить развитие определённых заболеваний. Необыкновенные свойства дыхания используют психологи и психотерапевты в работе с пациентами. Дыхание уравновешенного человека отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Дыхательные упражнения позволяют противостоять таким заболеваниям как синдром хронической усталости, депрессии, перепадам настроения.

В научной литературе физиологическое дыхание определяется как жизненно необходимый процесс постоянного обмена газами между организмом и окружающей его внешней средой. Почти все сложные реакции превращения веществ в организме идут с обязательным участием кислорода. Без кислорода невозможен обмен веществ., и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода. При окислительных процессах образуются продукты распада в том числе и углекислый газ, которые удаляются из организма. При дыхании происходит обмен газов между организмом и окружающей средой, что обеспечивает постоянное поступление в организм кислорода и удаление из него углекислого газа. Этот процесс протекает в легких.

Существует несколько типов дыхания:

  1. Верхнее (ключичное) дыхание – производится за счет движения ключиц, кислородом обогащается только верхняя часть легких.
  2. Грудное (реберное) дыхание – производится за счет движения ребер, считается «женским» типом дыхания.
  3. Брюшное (диафрагмальное) дыхание – преобладающее участие принимает диафрагма, считается «мужским» типом дыхания.
  4. Диафрагмально-реберное дыхание – «правильный» тип дыхания, производимый за счет движения ребер и сокращения диафрагмы, что ведет к спокойному, равномерному выдоху. Является наиболее глубоким, сильным, управляемым в момент длительного выдыхания воздуха. При этом типе дыхания происходит полное расширение грудной полости и максимальная вентиляция всех участков легких.

Кроме физиологического дыхания выделяется речевое дыхание. В «Понятийно-терминологическом словаре логопеда» под редакцией В.И. Селиверстова речевое дыхание определяется как дыхание в процессе речи, отличающееся от обычного более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема, преимущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе. Таким образом, без сформированного «правильного» физиологического типа дыхания невозможно формирование полноценного речевого дыхания, что как следствие приводит к нарушению общего звучания речи.

Формирование правильного физиологического и речевого дыхания в логопедии особенно актуально при таких речевых нарушениях, как дизартрия (дыхание нарушено за счет нарушения тонуса мышц), ринолалия (развивается патологический тип дыхания за счет наличия расщелин), заикание (наличие различного типа судорог, в том числе и дыхательных).

Формирование правильного физиологического и речевого дыхания может быть достигнуто при помощи дыхательной гимнастики – системы дыхательных упражнений. В этой системе выделяются основные два вида дыхательных упражнений – статические (проводятся в положении лежа, сидя, стоя) и динамические (проводятся в комплексе физических упражнений).

Существует большое количество различных комплексов дыхательных гимнастик, большая часть которых совмещает в себе данные виды упражнений:

  • восточная гимнастика тай-цзи;
  • система трехфазного дыхания О. Лобановой – Е. Лукьяновой;
  • метод волевой ликвидации глубокого дыхания К. П. Бутейко;
  • парадоксальная гимнастика А. Н. Стрельниковой;
  • метод задержки дыхания Ю. Буланова;
  • метод произвольного уменьшения минутного объема дыхания Н. А. Агаджаняна;
  • метод совмещения физических и дыхательных упражнений «Бодифлекс».

По мнению авторов этих методик и их последователей, данные гимнастики практически не имеют возрастных ограничений и могут выполняться как детьми, так и людьми пожилого возраста.

Для детей с речевыми нарушениями существуют адаптированные комплексы динамических дыхательных гимнастик. Рассмотрим серию таких упражнений:

«Ныряльщики» - глубоко вдохнуть, задержать выдох, «нырнуть в воду» (присесть). Встать – выдох.

«ПАРОВОЗ» – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая переменные движения руками и приговаривая на выдохе: «Чух-чух-чух».

«НАСОС» - и.п. стоя, ноги на ширине плеч. Смоделировать мысленно рукоятку насоса и, резко наклоняясь, нажимать на нее, будто накачивая шины. На выдохе произносить звук [с], или [ш], или [ф].

«ЛЫЖНИК» – встать в позу бегущего лыжника, отталкивающегося палками. При каждом отталкивании» делать попеременно вдох и выдох, произнося «ф-ф-ф».

«ЁЖИК» – и.п. сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох при произнесении «ф-ф-ф». Выпрямить ноги – вдох. Поворачивать голову вправо-влево и одновременно с каждым поворотом делать вдох равными порциями. Медленно и плавно вдохнуть через рот, произнося «п-ф-ф-ф».

«ВЕЖЛИВЫЙ ПОКЛОН» – подняться на носки, руки в стороны (вдох). Затем медленно склониться вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. На поклоне произносить растянутое на звуке [c] слово «здрасссте». Следить, чтобы последний слог «те» прозвучал громко, отчетливо.

В некоторых авторских методиках работы по преодолению речевых нарушений, в симптомокомплексе которых находится и нарушение физиологического и речевого дыхания, большое внимание уделяется парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой.

Данная методика была создана Александрой Николаевной Стрельниковой на рубеже 30-40х годов XX века в качестве способа восстановления певческого голоса. В 1972 году автор метода, на тот момент уже в качестве педагога-фониатра, получила авторское свидетельство на свою разработку, прошедшую процедуру регистрации Государственным Институтом патентной экспертизы.

Александре Николаевне Стрельниковой, в Госреестре СССР было выдано авторское свидетельство номер 411865 на "Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса".

Из четырех функций органов дыхания: дышать, говорить, кричать и петь - пение самая сложная. Следовательно, гимнастика, которая восстанавливает даже певческий голос, то есть, самую сложную функцию, по дороге к цели неизбежно восстанавливает функции более простые и, прежде всего, дыхание.

Гимнастика А.Н. Стрельниковой - единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку. Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Так как все упражнения выполняются одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно пассивном выдохе), это усиливает внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми органами. Вот почему эта дыхательная гимнастика имеет такой необыкновенно широкий спектр воздействия и излечивает массу различных заболеваний органов и систем.

Особенности методики проведения гимнастики заключаются в следующем:

  • занятия следует проводить в небольшом помещении, при открытой форточке, натощак или через 1–2 ч после еды;
  • при выполнении произвольных движений следует стараться, чтобы мысли следовали за ощущениями. Необходимо освобождаться от всего, что сковывает движения;
  • в исходном положении нужно стоять прямо. Руки следует свободно опустить вдоль туловища, ноги поставить на расстоянии чуть меньше ширины плеч;
  • вдохи должны быть короткими и мгновенными, «шмыгающими». Необходимо заставить ноздри смыкаться. При вдохах плечи должны не подниматься, а опускаться;
  • при выполнении упражнений считать мысленно только по 8. если ритм сбивается, можно отдыхать 3–5 с после каждых 8 вдохов-движений;
  • возраст для занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой не ограничен. упражнения можно выполнять как детям с 3–4 лет, так и пожилым людям;
  • курс лечения дыхательной гимнастикой обычно составляет около 1 мес при ежедневном выполнении упражнений;
  • при достижении результата при лечении какого-либо заболевания не рекомендуется бросать занятия гимнастикой, только в этом случае гарантирован как терапевтический, так и профилактический эффект.

Рассмотрим «базовый» комплекс упражнений:

  1. «Ладошки» - И.п.: встать прямо, поднять ладошки на уровне лица, локти опустить. Делать короткий шумный, активный вдох носом, одновременно сжимать кулаки. Выдох плавный, свободный через нос или рот, пальцы разжать, кисти рук расслабить.
  2. «Погончики» - И.п.: встать прямо, сжать кулаки, прижать их к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкнуть кулаки к полу, будто что-то сбрасывая с рук. Во время толчка кулаки разжать, пальцы рук растопырить. На выдохе вернуться в и.п.
  3. «Насос» - И.п.: голова опущена вниз, спина круглая, руки слегка согнуты в локтях. При коротком шумном вдохе выпрямляем руки, одновременно слегка наклоняя корпус вниз. На выдохе возвращаемся в исходное положение.
  4. «Кошечка» - И.п.: встать прямо, кисти рук на уровне пояса, локти чуть согнуты. Делать легкие, пружинистые приседания, поворачивая туловище то вправо, то влево. При повороте с одновременным коротким шумным вдохом сделать руками «сбрасывающие» движения в сторону (как будто кошка хочет схватить птичку). На выдохе вернуться в и.п.
  5. «Обними плечи» - И.п.: встать прямо, руки согнуть в локтях на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом обнять себя за плечи (руки должны двигаться параллельно). На выдохе в и.п.

Таким образом, парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой является ярким примером комплекса динамических дыхательных упражнения, направленных на успешное овладение как физиологическим (диафрагмально-реберным), так и речевым дыханием.

Просмотров: 557 | Добавил: pollyspud | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar